День 2, часть первая. Поселок Эгвекинот и Иультинская трасса.

12 июля 2013

Пост получился слишком большим, поэтому разделен на две части


День 2, часть первая. Поселок Эгвекинот и Иультинская трасса.

Накануне на собрании было объявлено, что нам предстоят высадки двух типов, "сухие" и "мокрые". Первое - когда можно выйти из "Зодиака", не замочив ног (воды не выше чем по щиколотку). Второе - когда берег не очень приспособлен для высадки или сильный накат. Тогда кто-то из команды в гидрокостюме выскакивает в воду первым и держит лодку (обычно сам Родни Расс, руководитель экспедиции и владелец Heritage Expeditions). Иногда его заливает по горло. А остальные должны успеть выскочить между волнами наката. Конечно, непромокаемая одежда и болотные сапоги - совершенно необходимая часть нашего гардероба...

Сегодня случилась высадка третьего типа - "городская". Судно зашло в порт Эгвекинота пополнить запасы воды, и мы сошли прямо на причал.

Поселок Эгвекинот - административный центр Иультинского района, одного из восьми районов Чукотки. Население сейчас - около 2 тыс. человек. Порт глубоководный и почти круглогодичный (с начала мая по конец ноября), поставлен вместе с поселком в 1946 году для строительства Иультинского месторождения олова и вольфрама.


Эрик Тан. Поселок Эгвекинот

По рассказам местных жителей, в лучшие времена - когда работал Иультинский прииск - в Эгвекиноте жило 12 тысяч человек, а в Иультине 18 тысяч (для сравнения, население столичного Анадыря сейчас около 11 тыс. чел.). Производство работало на "вояк" и завод по производству консервных банок в Краснодаре. Однако в 90-годы госзаказ исчез как явление, олово оказалось выгоднее покупать в Китае, и Иультинское месторождение было закрыто.

Сейчас Иультин - город-призрак. Его не консервировали "официально", а сами иультинцы не тратили на это время, уезжая навсегда. По рассказам эгвекинотцев, кто-то сжигал мебель, другие же оставляли все, что не могли взять с собой, вплоть до детских игрушек в манежике. При этом, по словам местных, дома в Иультине из добротных бетонных блоков прекрасно сохранились, так что после замены сантехники и при косметическом ремонте в них можно было бы въезжать хоть завтра. Судя по всему, жители района вполне могут себе представить возрождение неистощенного еще Иультинского месторождения и самого поселка.

Иультинский район "нанизан" на трассу Эгвекинот - Иультин, это координатная ось, от которой ведется отсчет любых расстояний: в Эгвекиноте даже стоит верстобой столбик с табличкой, на двух сторонах которой - 0 и 199. Так, на 13-м километре - Озерный (поселок при ГРЭС) и сворот на прииск Валунистый, на 88-м - поселок Амгуэма, на 159-м - конец дороги. После 1990-го года трасса закрыта официально, ее больше не чинят. Постепенно Иультинская трасса приходит в упадок, федеральное значение "перехватила" дорога на Валунистый (перспективное месторождение рудного золота, которое начали разрабатывать около десяти лет назад), именно на нее выделяют бюджетные деньги и человеко-часы дорожных мастеров. Начиная с середины июля, говорят, можно проехать от Эгвекинота на Север аж до Певека (около 700 км, вплоть до побережья Северного Ледвитого океана).


Анна Сыроечковская. Иультинская трасса

Теперь про Озерный. Это поселок при ГРЭС, снабжающей весь район электронергией, а Эгвекинот - еще и горячей водой для отопления. Под давлением вода, нагретая до 600 градусов, летит по трубам в сторону поселка. А в сторону Валунистого, в котором постоянно работает по нескольку артелей, тянется построенная пять лет назад новенькая ЛЭП. ГРЭС до сих пор работает на установленном при запуске движке General Electric 1942 года.

Поразила история создания Иультинской трассы. Сто девяносто девять километров дороги, построенной на костях узников ЧукотЛага с 1946 по 1954 годы. "Расход" составлял не менее семи тысяч пар рабочих рук в год... Заключенных круглый год содержали в земляных бараках, они должны были мостить по тундре насыпь природной щебенкой, из которой сложены местные невысокие сопки. Остается только удивляться, как в абсолютно несовестимых с жизнью условиях некоторым удавалось выжить. Как-то удавалось...

...На берегу прямо в порту нас ожидали две вахтовки (синие военные автобусы-"уралы" производства МИАЗ, как доложил водитель). Эти машины работают школьными автобусами - возят детей из "Озерного" в эгвекинотскую школу, подробнее о них - в следующем посте.

После обильного ланча нашу группу повезли в тундру, посмотреть памятный знак, установленный на пересечении 180-го меридиана с полярным кругом. Знак установлен не не совсем точно, погрешность, по нашим GPS, составляет примерно два километра. В 19 км от поселка на Иультинской трассе установлена арка, символизирующая полярный круг (одно из популярных мест в районе; рядом с нею поставлен мангал и местные приезжают сюда периодически на шашлыки). Однако до арки мы не доехали) ))


Анна Сыроечковская. Пересечение 180-го меридиана с полярным кругом. Иультинский район

За три+три часа пути до памятного знака и час, проведенный около него мы успели первично ознакомиться рассмотреть тундру... Тундра разнообразна, просторна и многолика. Я даже не говорю о временах года, которые перекрашивают ландшафт полностью, превращая нежные оттенки в яркие краски, как на палехском подносе. Достаточно и смены освещения, чтобы за считанные секунды тундра полностью поменяла образ. Для сравнения - два фото, сделанные практически с одной точки (правда, в разные стороны :)



Анна Сыроечковская. Долина реки Теетлеваам


Анна Сыроечковская. Тоже долина реки Теетлеваам, но уже когда солнце зашло за тучу

По дороге я попросилась сесть в кабину водителя, и мы проговорили несколько часов. О чем говорят водители чукотских школьных автобусов - читайте во второй части поста.